11 декабря — какой сегодня день по народному календарю? День Степана, Иринархов день, праздник связан с именами святых Стефана Нового (767), Стефана Византийского (VIII) и Иринарха Севастийского (303). Народное название праздника — Степаны Зимние.

День Степана, Иринархов день, Степаны Зимние 11 декабря - история праздника, 10 народных примет, другие праздники дня

Степанов день, Иринархов день, Степаны Зимние 11 декабря

Святой Преподобномученик Стефан Новый, Константинопольский —  житие, икона

Преподобномученик Стефа́н Новый, Константинопольский

Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый ро­дил­ся в 715 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, имея двух до­че­рей, мо­ли­ли Гос­по­да о рож­де­нии сы­на. Но­во­рож­ден­но­го Сте­фа­на мать при­нес­ла во Влахерн­ский храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­свя­ти­ла Бо­гу.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Лев Ис­авр (716–741) на­чал го­не­ние на свя­тые ико­ны и на их по­чи­та­те­лей. Сто­рон­ни­ки ико­но­бор­че­ской ере­си при под­держ­ке ца­ря за­хва­ты­ва­ли гла­вен­ству­ю­щие по­зи­ции в им­пе­рии и Церк­ви. Го­ни­мое силь­ны­ми ми­ра се­го пра­во­сла­вие со­хра­ня­лось в от­да­лен­ных от сто­ли­цы мо­на­сты­рях, в уеди­нен­ных кел­ли­ях и в серд­цах му­же­ствен­ных и вер­ных сво­их по­сле­до­ва­те­лей. Пра­во­слав­ные ро­ди­те­ли свя­то­го Сте­фа­на, тя­го­тясь окру­жа­ю­щим нече­сти­ем, уда­ли­лись из Кон­стан­ти­но­по­ля в Вифи­нию, а сво­е­го шест­на­дца­ти­лет­не­го сы­на от­да­ли в по­слу­ша­ние бла­жен­но­му Иоан­ну, под­ви­зав­ше­му­ся в уеди­нен­ном ме­сте на го­ре свя­то­го Авк­сен­тия. Бо­лее 15 лет про­был свя­той Сте­фан у бла­жен­но­го Иоан­на, це­ли­ком пре­дав свою во­лю это­му ду­хо­нос­но­му стар­цу, обу­ча­ясь у него ино­че­ско­му де­ла­нию. Здесь же Сте­фан по­лу­чил из­ве­стие о том, что умер его отец, а мать и сест­ры при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг.
Через неко­то­рое вре­мя скон­чал­ся и на­став­ник свя­то­го, бла­жен­ный Иоанн. С глу­бо­кой пе­ча­лью Сте­фан пре­дал по­гре­бе­нию его чест­ное те­ло, а сам про­дол­жал ино­че­ский по­двиг в его пе­ще­ре. Вско­ре к по­движ­ни­ку ста­ли при­хо­дить ино­ки, же­лав­шие учить­ся у него доб­ро­де­тель­ной и спа­си­тель­ной жиз­ни, по­сте­пен­но об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал свя­той Сте­фан. В со­ро­ка­двух­лет­нем воз­расте игу­мен Сте­фан по­ки­нул со­здан­ную им оби­тель и ушел на дру­гую го­ру, на вер­шине ко­то­рой, в уеди­нен­ной кел­лии, пре­бы­вал в глу­бо­ком за­тво­ре. Од­на­ко и здесь вско­ре со­зда­лась об­щи­на ино­ков, ищу­щих ду­хов­но­го на­став­ни­че­ства свя­то­го Сте­фа­на.
Льва Ис­ав­ра на им­пе­ра­тор­ском пре­сто­ле сме­нил Кон­стан­тин Ко­про­ним (741–775), еще бо­лее ярост­ный го­ни­тель пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия, еще бо­лее рев­ност­ный ико­но­бо­рец. Им­пе­ра­тор со­звал ико­но­бор­че­ский со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли 358 епи­ско­пов из во­сточ­ных про­вин­ций. Од­на­ко, кро­ме ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Кон­стан­ти­на, неза­кон­но воз­ве­ден­но­го на цер­ков­ный пре­стол вла­стью Ко­про­ни­ма, ни один из пат­ри­ар­хов не за­хо­тел участ­во­вать в зло­че­сти­вых де­я­ни­ях это­го со­бо­ра, ко­то­рый, тем не ме­нее, име­но­вал се­бя все­лен­ским. Со­бор ере­ти­ков по пред­ло­же­нию ца­ря и ар­хи­епи­ско­па объ­явил ико­ны идо­ла­ми, пре­дал ана­фе­ме всех, пра­во­слав­но по­кло­ня­ю­щих­ся им, объ­явил ико­но­по­чи­та­ние ере­сью.
Меж­ду тем, оби­тель свя­то­го Сте­фа­на и ее игу­мен ста­ли из­вест­ны в сто­ли­це. Им­пе­ра­то­ру рас­ска­зы­ва­ли о по­движ­ни­че­ской жиз­ни ино­ков, об их пра­во­слав­ном бла­го­че­стии, о да­ре чу­до­тво­ре­ний игу­ме­на Сте­фа­на, о том, что мол­ва о свя­том Сте­фане рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы мо­на­сты­ря, а имя на­сто­я­те­ля окру­же­но все­об­щим по­че­том и лю­бо­вью. Им­пе­ра­то­ра осо­бен­но раз­гне­ва­ло от­кры­тое по­ощ­ре­ние ико­но­по­чи­та­ния и по­ри­ца­ние го­ни­те­лей пра­во­сла­вия в оби­те­ли свя­то­го Сте­фа­на. Ар­хи­епи­скоп Кон­стан­тин по­нял, что в ли­це игу­ме­на Сте­фа­на име­ет силь­но­го и непри­ми­ри­мо­го про­тив­ни­ка его ико­но­бор­че­ским устрем­ле­ни­ям, и упо­тре­бил мно­го сил, чтобы при­влечь его на свою сто­ро­ну или по­гу­бить.
Свя­то­го Сте­фа­на пы­та­лись пе­ре­ма­нить в стан ико­но­бор­цев сна­ча­ла ле­стью и под­ку­пом, за­тем угро­за­ми, но тщет­но. То­гда свя­то­го окле­ве­та­ли, об­ви­нив его в со­жи­тель­стве с ино­ки­ней. Од­на­ко его ви­на не бы­ла до­ка­за­на, так как окле­ве­тан­ная ино­ки­ня му­же­ствен­но от­ри­ца­ла ви­ну и скон­ча­лась от ис­тя­за­ний и пы­ток. На­ко­нец, им­пе­ра­тор при­ка­зал за­то­чить свя­то­го в тем­ни­цу, а оби­тель его ра­зо­рить. В тем­ни­цу к свя­то­му Сте­фа­ну бы­ли по­сла­ны епи­ско­пы-ико­но­бор­цы, чтобы убе­дить его в дог­ма­ти­че­ской ис­тин­но­сти ико­но­бор­че­ства. Но свя­той лег­ко опро­верг все до­во­ды ере­ти­ков и остал­ся ве­рен пра­во­сла­вию.
То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал из­гнать свя­то­го на один из ост­ро­вов в Мра­мор­ном мо­ре. Пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в пе­ще­ре, и ту­да вско­ре со­бра­лись его уче­ни­ки. Через неко­то­рое вре­мя свя­той оста­вил бра­тию и при­нял на се­бя по­двиг столп­ни­че­ства. Сла­ва о по­движ­ни­ке Сте­фане и чу­де­сах, тво­ри­мых по его мо­лит­вам, раз­но­си­лась по всей им­пе­рии и укреп­ля­ла ве­ру и дух пра­во­сла­вия в на­ро­де.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал пе­ре­ве­сти Сте­фа­на в тем­ни­цу на ост­ров Фа­рос, а за­тем пред­ста­вить его на суд. На су­де свя­той опро­верг до­во­ды ере­ти­ков, су­див­ших его, объ­яс­нил дог­ма­ти­че­скую сущ­ность ико­но­по­чи­та­ния и об­ви­нил ико­но­бор­цев в том, что, ху­ля ико­ны, они воз­во­дят ху­лу на Хри­ста и Бо­го­ма­терь. Для до­ка­за­тель­ства свя­той по­ка­зал зо­ло­тую мо­не­ту, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра. Он спро­сил су­дей, что сде­ла­ли бы они с че­ло­ве­ком, ко­то­рый, бро­сив мо­не­ту, стал бы топ­тать ее но­га­ми. Ему от­ве­ти­ли, что та­кой че­ло­век был бы непре­мен­но каз­нен за то, что обес­че­стил об­раз ца­ря. На это свя­той Сте­фан ска­зал, что еще боль­шая ка­ра ждет то­го, кто бес­че­стит об­раз Ца­ря Небес­но­го и Его свя­тых, бро­сил мо­не­ту на зем­лю и стал по­пи­рать ее но­га­ми.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал в око­вах от­пра­вить свя­то­го в тем­ни­цу, где уже то­ми­лись 342 стар­ца, осуж­ден­ных за по­чи­та­ние икон, В этой тем­ни­це свя­той Сте­фан про­был один­на­дцать ме­ся­цев, уте­шая за­клю­чен­ных. Вме­сте с ни­ми со­вер­шал он мо­леб­ное пе­ние, ча­сто ис­пол­няя тро­парь Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу Спа­си­те­ля. Лю­ди во мно­же­стве при­хо­ди­ли к тем­ни­це и про­си­ли свя­то­го Сте­фа­на по­мо­лить­ся о них.
Им­пе­ра­тор, узнав, что свя­той и в тем­ни­це со­здал мо­на­стырь, где по­сто­ян­но идет мо­ле­ние и по­чи­та­ют­ся свя­тые ико­ны, по­слал двух сво­их са­мых лю­би­мых слуг, бра­тьев-близ­не­цов, чтобы они до смер­ти за­би­ли свя­то­го. Ко­гда бра­тья во­шли в тем­ни­цу и уви­де­ли оси­ян­ное Бо­же­ствен­ным све­том ли­цо пре­по­доб­но­го, они упа­ли ему в но­ги, про­си­ли про­ще­ния и его мо­литв, а ца­рю ска­за­ли, что ис­пол­ни­ли при­каз. Но им­пе­ра­тор узнал прав­ду и при­бег­нул еще к од­ной лжи. Ска­зав сво­им во­и­нам, что свя­той яко­бы хо­чет сверг­нуть его с пре­сто­ла, он на­пра­вил их в тем­ни­цу. Свя­той ис­по­вед­ник сам вы­шел на­встре­чу разъ­ярен­ным во­и­нам, ко­то­рые схва­ти­ли его и по­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да. Ис­тер­зан­ное те­ло му­че­ни­ка бро­си­ли в яму, где хо­ро­ни­ли пре­ступ­ни­ков.
На сле­ду­ю­щее утро над Авк­сен­ти­е­вой го­рой по­яви­лось ог­нен­ное об­ла­ко, за­тем мгла гу­стая опу­сти­лась на сто­ли­цу и про­нес­лась же­сто­кая бу­ря, по­ра­зив­шая мно­гих.

Святой мученик Иринарх Севастийский —  житие

Свя­той Ири­нарх про­ис­хо­дил из го­ро­да Се­ва­стии. В юном воз­расте он был па­ла­чом при му­че­ни­ях свя­тых му­че­ни­ков. Во вре­мя ис­тя­за­ния пра­ви­те­лем Мак­си­ми­а­ном, при Дио­кли­ти­ане, свя­тых се­ми жен Ири­нарх был про­све­щен бла­го­да­тью Бо­жи­ею: ви­дя жен, му­чи­мых ра­ди Хри­ста и по­срам­ля­ю­щих му­чи­те­ля, он дерз­но­вен­но ис­по­ве­дал Хри­ста и на­звал се­бя хри­сти­а­ни­ном. То­гда по по­ве­ле­нию пра­ви­те­ля он был ввер­жен в бо­ло­то, от­ку­да вы­шел невре­ди­мым, и за­тем в ог­нен­ную печь, но и она не при­чи­ни­ла ему ни­ка­ко­го вре­да. По­сле это­го его усек­ли ме­чом, в 303 го­ду.

Святые мученики Стефан, Василий, Григорий, другой Григорий, Иоанн , Византийские, и иные многие с ними-  житие

При Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме мно­гие пра­во­слав­ные во­и­ны, оста­вив во­ин­ское зва­ние, при­ня­ли мо­на­ше­ство. Мно­гих из них без­за­кон­ный царь по­сле му­че­ний при­ка­зал ли­шить жиз­ни. Од­но­го, по име­ни Ва­си­лия, он сна­ча­ла осле­пил. Ко­гда же свя­той Ва­си­лий и по­сле ослеп­ле­ния стал воз­да­вать по­кло­не­ние свя­тым ико­нам, му­чи­тель вон­зил меч в чре­во Ва­си­лия, так что об­на­ру­жи­лись все его внут­рен­но­сти. В это же вре­мя при­ял му­че­ни­че­ский ве­нец за свя­тые ико­ны и свя­той Сте­фан в Кон­стан­ти­но­по­ле. Кро­ме этих, бы­ли со­сла­ны в за­то­че­ние два Гри­го­рия с неко­то­ры­ми дру­ги­ми, где и скон­ча­лись. На­ко­нец свя­той Иоанн был из­гнан в Даф­ну, где по при­ка­за­нию ца­ря его ча­сто под­вер­га­ли би­е­нию, от че­го он и скон­чал­ся.

10 поговорок и примет на одиннадцатое декабря

  1. Кошка царапает ножки стола или стульев, встав на задние лапы, когтями стену дерет – к ветру и метели.
  2. Снег глубок – год хорош.
  3. Много снегу – много хлебу.
  4. Гусь стоит на одной ноге – к ведру.
  5. Слабая тяга в печи – погода переменится на снежную и пасмурную.
  6. Стремительная оттепель – к скорым затяжным морозам.
  7. Гуси часто хлопают крыльями – потеплеет.
  8. Если сегодня холодно и сухо – лето будет жарким и сухим.
  9. Печная зола быстро гаснет – будет тепло.
  10. В закуте поросенок визжит – жди стужи.

Какой ещё православный церковный праздник 11 декабря

Прмч. и исп. Стефана Нового (767); мч. Иринарха Севастийского и святых семи жен (303).



Свт. Феодора Ростовского, архиепископа (1394); мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита (1937); сщмчч. Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего, пресвитеров, прмчч. Рафаила (Тюпина), иеромонаха, Викентия (Никольского), монаха и мц. Анисии Маслановой (1937); мц. Параскевы Федоровой (1938); сщмч. Николая Крылова, пресвитера (1941); Обретение мощей сщисп. Сергия (Сребрянского), архимандрита (2000).

Пригодится в декабре 2024 - статьи по сезону

Восемь самых необходимых календарей на декабрь

  1. Календарь природы - декабрь, изменения в природе в декабре
  2. Народный календарь на декабрь
  3. Лунный посевной календарь на декабрь 2024
  4. Календарь грибника на декабрь - какие грибы собирают в декабре
  5. Лунный календарь клёва рыбы - календарь рыбака на декабрь 2024
  6. Календарь охотника  - декабрь
  7. Календарь животновода - декабрь
  8. Фазы Луны в декабре - полнолуние, новолуние, дни растущей и убывающей Луны

Еще по теме декабрьских забот и хлопот

Какой праздник - календарь на каждый день месяца

Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Источники:

🏠 Журнал "Свой домик в деревне"

Ежемесячный бесплатный журнал о приусадебном хозяйстве

 

Друзья! Если вам понравилась статья на сайте "Свой домик в деревне"- поделитесь в социальных сетях, (кнопочки - под статьей)!