Одо из Мена «О свойствах трав» — это поэтическое произведение интересно не только любителям средневековой литературы, но и медикам, фармацевтам, всем почитателям фитотерапии.  О полезных свойствах растений из глубины веков!

Одо из Мена «О свойствах трав» — о полезных свойствах растений из глубины веков

«О свойствах трав», или «О силах трав» (лат. De viribus herbarum), в некоторых изданиях «О достоинствах трав» (лат. De virtutibus herbarum) — средневековый медико-фармакологический трактат, написанный в стихах на латинском языке. Википедия


Книга «О свойствах трав» представляет собой 77 небольших латинских стихотворений, каждое из которых посвящено описанию определённого лекарственного растения и способов его употребления в медицинских целях. Ещё 20 глав, подражающих оригиналу, представляют собой позднейшие добавки. Трактат написан гекзаметром, стиль его характеризуется как чисто инструктивный, сухой и бедный. Сведения, излагаемые автором трактата, в значительной степени почерпнуты в «Естественной истории» Плиния Старшего.

Первая часть поэмы (главы с 1 по 65) повествует о лекарственных растениях «основного состава» — это артемизия, крапива, рута, подорожник, алтей и многие другие, среди которых есть и ядовитые — такие как паслен, белена, куколь, цикута. В последних 12 главах дается описание целебных свойств «специй» — ароматических растений и пряностей (алоэ, перец, тмин, имбирь, корица и другие).

Каждое растение в поэме определяется, согласно господствовавшим тогда представлениям, по степени «тепла/холода» и «сухости/влажности». В основе такого разделения — труды Галена «О свойствах простых средств» («De gradibus simplicium»).

Кроме того, указано влияние лекарственных трав на «четыре сока организма» — флегму, светлую (красную) желчь, кровь и черную желчь — как велело гуморальное учение Гиппократа, которое продолжал разрабатывать Гален.

Что касается способа приготовления снадобий, это классические галеновы препараты — водные и спиртовые вытяжки, сиропы, линименты (Гален описал все известные в его время способы получения лекарств). В рекомендациях отсутствует точная дозировка средства, что обычно для галеновых препаратов: концентрация действующего вещества зависела от условий произрастания, сбора и т. д. Судя по огромной популярности поэмы, это не было серьезным препятствием к практическому использованию рецептов и рекомендаций. Интересно, что в поэме мало «узаконенных» в те времена суеверий, хотя ряд в последствии отброшенных представлений имеется.

Анализ поэмы показал, что большая часть растений применялась для лечения и профилактики заболеваний ЖКТ и ЛОР-органов, в том числе и глаз. Не последнее место занимает применение растений в качестве антидотов, однако примечателен тот факт, что противоядиями лекарственные растения становились в присутствии вина или виски. Использование же растений для борьбы с инфекционными заболеваниями нашло крайне малое отражение в поэме Одо из Мена.

Поэма «О свойствах трав» оказала значительное влияние на многих врачей, естествоиспытателей, ученых Средневековья и Возрождения. К ней обращались светила знаменитой Салернской школы Маттей Платеарий (рубеж XI–XII века) и Маттей Сильватик из Мантуи (XIV век) — автор знаменитых «Пандектов медицины» (1317 г.), Винцент из Бове (1190–1262), прославленный как «Плиний Средневековья», Альберт Больштедский (Альберт Великий, ум. в 1280 г.), Парацельс (1493–1541) — хотя он и критиковал «Макра» нещадным образом — и за ряд «заблуждений» относительно свойств целебных растений, и за сомнительный, по его мнению, поэтический талант автора. Тем не менее, Парацельс читал в Базеле лекции о поэме и составил примечания к 36 ее главам.

Собственно в тексте автор трактата назван Macer Floridus (Флоридус Макр), ради сходства имени с древнеримским дидактическим поэтом Эмилием Макром, которому трактат в дальнейшем долгое время и приписывался. В XV веке Джорджо Мерула заявил, что трактат написан в XI веке учёным доктором по имени Одо; в нескольких сохранившихся рукописях трактата этот Одо упоминается как Одо Магдунский (лат. Odo Magdunensis). Исследователи XVIII—XIX веков спорили, опираясь на словоупотребление автора, о том, жил ли он во Франции или в Южной Италии; постепенно возобладала первая из точек зрения, наиболее тщательно аргументированная немецким исследователем Максом Маницием. Как показал Маниций, автор трактата должен был получить образование в Орлеане или аббатстве Флёри; в связи с этим было предположено, что под Магдуном, родиной Одо, имелся в виду расположенный неподалёку от обоих этих центров город Мён-сюр-Луар (лат. Modunum, фр. Meung-sur-Loire), а сам автор во многих современных источниках называется Одо из Мёна (фр. Odo de Meung). Датировка трактата связана с тем, что его автор демонстрирует знакомство с трактатом Валафрида Страбона «О садоводстве» (написанном в IX веке, но получившем широкое распространение к началу XI века), тогда как первый последующий автор, ссылающийся на труд Одо из Мёна, — Сигеберт из Жамблу, умерший в 1112 году: таким образом, сам Одо должен был работать, скорее всего, на рубеже XI—XII веков.

Первое известное издание трактата «О свойствах трав» появилось в 1477 г. в Неаполе, и на протяжении последующих полутора столетий трактат многократно переиздавался по всей Западной Европе. Затем труд Одо из Мёна был постепенно забыт, и возрождение интереса к нему связано с первым научным переизданием, которое осуществил в 1832 году Людвиг Шулан. Русский перевод трактата был выполнен Ю. Ф. Шульцем и впервые опубликован в 1976 году.

1 АРТЕМИЗИЯ
Свойства различные трав я в поэме воспеть собираюсь
И справедливым считаю начать с артемизии; это —
Мать многочисленных трав, нареченная греческим словом.
5.Действие этой травы, говорят, открыла Диана,
Что Артемидой зовется у греков; отсюда названье
Эта имеет трава, получив открывателя имя.
Ею успешней всего исцеляют у женщин болезни:
В виде отвара она выведению месячных служит,
Действуя так, если матку отваром таким согревают.
10 Часто иль с чистым вином выпивают сырой и растертой,
Или зеленую трут и в ночи на живот налагают;
Гонит зародыш в питье или,— только подложена будет
Эта трава,— затверденья и вздутия матки изгонит.
Как мочегонное служит и камни она выгоняет,
15 Частым иринятьем с вином помогает она и желтушным.
К, зобу с такою травой одобряет прикладывать сало
Плиний и, тертую, вместе с вином принимать предлагает.
Если же опий чрезмерный кому-то во вред оказался,
Эта поможет трава, если выпить с вином в сочетанье.
20 Так, уверяют одни, что отведавший это растенье
Может совсем не страшиться любого зловредного зелья
И ни один из зверей не дерзнет его тронуть укусом.
Корень ее, говорят, коль на шею повесить,— защита
От ядовитых рубет и других вредоносных лягушек;
25 Сок ее вместе с вином применяют для этой же цели.
Если, растертая, свежей она сохраняется в мусте,
Станет целебным вино при указанных выше болезнях
И аромат, и букет у такого вина превосходны;
В виде питья укрепляет желудок оно, подреберье
30 Лечит успешно, а равно и в случаях прочих полезно.
2 БОЖЬЕ ДЕРЕВО
Дереву божьему третья тепла уделяется степень
И в иссушении семя самой же травы горячее;
Лечит оно потому и грудные болезни, и нервы,
Если, в воде отварив, принимать его в этом отваре.
35 Так, при одышке оно хорошо помогает и кашле,
Если болит поясница, а также при маточных болях.
Выпьешь сырое с вином,— и поможет при многих недугах:
Делает светлой мочу, подреберье же делает чистым,
Исхиас лечит еще, очищает регулы также;
40 Чад его страшен для змей, а питье усмиряет их яды
И унимает к тому же холодный озноб лихорадки,
Если, его предваряя, с водой выпивается вместе
Или, когда умастишься ты маслом, в котором варилось.
Частым питьем истребишь ты червей, угнездившихся в чреве
45 Хлебные крошки добавь и кидонские яблоки, вместе
Ты их в воде отвари; при глазных воспаленьях и болях
Надо отвар наложить и излечит он оба недуга.
Если шипы иль занозы вонзились, то их извлекает
Это растенье одно или, если приложено с салом.
50 Лишь подложи под подушку, желанье любви возбуждает;
Если же выпить,— все то, что мешает любви, устраняет.
3 ПОЛЫНЬ
Степени первой тепло у полыни, а сила сухая,
Как сообщают,— второй; у того, кто ее принимает,—
Как бы ее ни принять,— укрепляется вскоре желудок;
55 Лучше, однако, трава, коль отваришь с водой дождевою
И перед самым принятьем остудишь под небом открытым.
Так, при различных болезнях отвар из нее помогает,
Гонит он также глистов и смягчает желудок, а если
Примешь ты этот отвар,— непомерную боль успокоишь.
60 Выльешь, — выводит мочу, облегчению месячных служит.
Если ты с нардом ее сочетаешь, который дарует
Галлия и, растерев, разведешь с водою медовой,—
Регулы этим питьем ты успешно сумеешь очистить;
С мягкой подложенной шерстью полезна полынь в сочетанье.
65 Если ракитник и уксус, и нард сочетаешь с полынью,
То отвращенье к еде истребишь напитком подобным.
Если же руту к нему примешаешь ты с солью и перцем,
С чистым вином растолчешь, напоивши отваром больного,
Вредную тем и сырую ты влагу очистишь желудка.
70 Вместе же с ирисом грудь удивительно лечат полынью.
С уксусом тот, кто ее разотрет и затем умастится,
Может презреть комаров, что и жженой боятся полыни.
Дай заболевшим желтухой сырую полынь с сельдереем,
Лечит и печень она, если с галльским мешается нардом,
75 И селезенке поможет, коль с уксусом выпита будет.
Кроме того, если примешь,— грибную изгонит отраву.
Взятая вместе с вином, со смертельной сразится цикутой.
При ядовитых укусах, коль выльешь, она помогает;
Если же с медом намазать, глазам возвращается зоркость.
80 Тем же путем наложить,— синяки извести помогает;
Если заложены уши,— очистятся паром полынным;
Если ж сукровица в них,— наложи ее тертую с медом.
С медом и содой она помогает всегда при ангине.
Тертая, славно она помогает при свежих раненьях;
85 Лечит и язвы она, коль вершки ее сверху наложишь;
Также при зуде отвар помогает ее, согревая;
Муки болезни морской никого не заставят терзаться,
Заблаговременно если полынь и вино принимают.
Если же носят полынь, обвязав полотняной тряпицей
90 То, говорят, что в паху умеряется вздутье большое.
Под изголовьем она усыпленье дает ароматом,
Если не ведал больной, что полынь у него находилась.
Волосы пепел полынный чернит, если тщательно смешан
С мазью из воска, и средством они умащались нередко.
95 Если полынь в сундуке, то защитою служит от моли.
Опухоль под языком вместе с медом она исцеляет.
Также и черный синяк, что вокруг возникает обычно
Впадины глаза очистить сумеет лекарство такое.
Звон из ушей изгоняют полынью, но с бычьею желчью.
100 И селезенки мягчит затверденье припарка полыни.
Если йод матку траву подложить в сочетании с медом,
Высушит матку и регул она же сгустит истеченье.
Если же в масле отварят зеленой траву, то желудку
Славно поможет она, коль согреть его мазью такою.
105 Влей в чернила вино, где полынь вымокала: и если
Ими испишешь бумагу, то мыши ее не источат.
Плиний эту траву превозносит великой хвалою
И говорит, что у римлян, когда, по обычаю, в беге
Мчались квадриги в священные дни,— награждали обычно
110 Соком полыни тогда победителя тех состязаний,
В Капитолийское кресло его усадив, полагая,
Что перед всеми его наградить подобает достойно

Друзья! Если вам понравилась статья на сайте "Свой домик в деревне"- поделитесь в социальных сетях, (кнопочки - под статьей)!

 

loading...