13 сентября — какой сегодня день по народному календарю? Куприянов день, праздник связан с именем святого Киприана Карфагенского (258).

Вашему вниманию — народные природно-погодные приметы на сегодняшний день. А для всех именинников — описание жития святого и его икона. 

Куприянов день 13 сентября - история праздника, 12 народных примет, другие праздники дня

Куприянов день 13 сентября

Святой священномученик Киприан Карфагенский, епископ —  житие, икона

Священномученик Киприа́н Карфагенский, епископ

Свя­щен­но­му­че­ник Ки­при­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, ро­дил­ся око­ло 200 го­да в го­ро­де Кар­фа­гене (Се­вер­ная Аф­ри­ка), где про­тек­ла вся его жизнь и де­я­тель­ность. Фас­ций Ки­при­ан был сы­ном бо­га­то­го се­на­то­ра-языч­ни­ка, по­лу­чил пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние и стал бле­стя­щим ора­то­ром, учи­те­лем крас­но­ре­чия и фило­со­фии в Кар­фа­ген­ской шко­ле. Он ча­сто вы­сту­пал в су­дах как хо­да­тай и за­щит­ник по де­лам сво­их со­граж­дан. Ки­при­ан впо­след­ствии вспо­ми­нал, что дол­го «оста­вал­ся в глу­бо­кой мгле ноч­ной.., да­ле­кий от све­та Ис­ти­ны». Со­сто­я­ние, до­став­ше­е­ся от ро­ди­те­лей и на­жи­тое сво­ей де­я­тель­но­стью, зна­ме­ни­тый ри­тор тра­тил на рос­кош­ные пи­ры, но они не мог­ли за­глу­шить в нем жаж­ды ис­ти­ны. За­ин­те­ре­со­вав­шись хри­сти­ан­ством, он по­зна­ко­мил­ся с со­чи­не­ни­я­ми апо­ло­ге­та пре­сви­те­ра Тер­тул­ли­а­на (ро­дил­ся ок. 160 г.). Впо­след­ствии свя­ти­тель пи­сал, что ему ка­за­лось невоз­мож­ным то­гда при его на­вы­ках до­стичь обе­щан­но­го Спа­си­те­лем воз­рож­де­ния.

Из та­ко­го тя­же­ло­го и нере­ши­тель­но­го со­сто­я­ния его вы­вел друг и ру­ко­во­ди­тель, пре­сви­тер Це­ци­лий. В 46-лет­нем воз­расте уче­ней­ший языч­ник был при­нят в хри­сти­ан­скую об­щи­ну как огла­шен­ный. Еще до при­ня­тия Кре­ще­ния он раз­дал ни­щим все име­ние и пе­ре­се­лил­ся в дом пре­сви­те­ра Це­ци­лия. Мо­гу­чее дей­ствие воз­рож­да­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, по­лу­чен­ной им в Кре­ще­нии, свя­ти­тель Ки­при­ан опи­сал в пись­ме к дру­гу До­на­ту: «Ко­гда воз­рож­да­ю­щая вол­на очи­сти­ла нечи­сто­ты мо­ей преж­ней жиз­ни, свет, ти­хий и яс­ный, нис­шел с Неба в серд­це мое. Ко­гда вто­рое рож­де­ние Ду­хом Небес­ным из­ме­ни­ло ме­ня в но­во­го че­ло­ве­ка, то чуд­ным об­ра­зом укре­пил­ся я про­тив со­мне­ний,от­кры­лись тай­ны, осве­ти­лось тем­ное… я узнал, что жив­шее во мне по пло­ти для гре­ха при­над­ле­жа­ло зем­ле, а на­ча­лось те­перь Бо­жие, жи­ву­щее Ду­хом Свя­тым. В Бо­ге и от Бо­га вся на­ша си­ла; от Него – на­ша кре­пость. Через Него мы, жи­вя на зем­ле, име­ем пред­чув­ствие бу­ду­ще­го бла­жен­но­го со­сто­я­ния». При­мер­но через год по­сле Кре­ще­ния свя­той был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра, а ко­гда умер Кар­фа­ген­ский епи­скоп До­нат, все еди­но­душ­но из­бра­ли, епи­ско­пом свя­то­го Ки­при­а­на. Он дал свое со­гла­сие, по­ви­ну­ясь на­сто­я­тель­ным прось­бам, и был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Кар­фа­ген­ско­го око­ло 248 го­да.

Свя­ти­тель преж­де все­го за­нял­ся цер­ков­ным бла­го­устрой­ством и ис­ко­ре­не­ни­ем по­ро­ков в сре­де кли­ри­ков и паст­вы. Свя­тая жизнь ар­хи­пас­ты­ря вы­зы­ва­ла у всех же­ла­ние под­ра­жать его бла­го­че­стию, ми­ло­сер­дию и муд­ро­сти. Пло­до­твор­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Ки­при­а­на ста­ла из­вест­на за пре­де­ла­ми его епар­хии. Епи­ско­пы дру­гих ка­федр ча­сто об­ра­ща­лись к нему за со­ве­том, как по­сту­пить в том или ином слу­чае. Го­не­ние им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251), о ко­то­ром свя­ти­те­лю бы­ло от­кры­то в сон­ном ви­де­нии, за­ста­ви­ло его скрыть­ся. Его жизнь бы­ла нуж­на пастве для, укреп­ле­ния ве­ры и му­же­ства сре­ди го­ни­мых. Пе­ред отъ­ез­дом из епар­хии свя­ти­тель раз­де­лил цер­ков­ное иму­ще­ство меж­ду все­ми кли­ри­ка­ми для ока­за­ния по­мо­щи нуж­да­ю­щим­ся и в даль­ней­шем при­сы­лал до­пол­ни­тель­ные сред­ства.

Он дер­жал по­сто­ян­ную связь с кар­фа­ген­ски­ми хри­сти­а­на­ми через сво­их по­слан­цев, пи­сал пись­ма к пре­сви­те­рам, ис­по­вед­ни­кам и му­че­ни­кам. Неко­то­рые хри­сти­ане, убо­яв­шись му­че­ний, при­нес­ли жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Эти от­пад­шие хри­сти­ане об­ра­ща­лись к ис­по­вед­ни­кам, про­ся дать им так на­зы­ва­е­мые пись­ма ми­ра, т. е. хо­да­тай­ствен­ные за­пис­ки о при­ня­тии их в Цер­ковь. Свя­ти­тель Ки­при­ан на­пи­сал всей Кар­фа­ген­ской хри­сти­ан­ской об­щине по­сла­ние, в ко­то­ром ука­зал, что от­пад­ших во вре­мя го­не­ния мож­но при­ни­мать в Цер­ковь, но это­му долж­но пред­ше­ство­вать рас­смот­ре­ние об­сто­я­тельств, при ко­то­рых со­вер­ши­лось от­па­де­ние. Долж­на быть про­ве­ре­на ис­крен­ность со­кру­ше­ния пад­ших. При­ни­мать их мож­но лишь по­сле цер­ков­но­го по­ка­я­ния и с раз­ре­ше­ния епи­ско­па. Неко­то­рые из пад­ших на­сто­я­тель­но тре­бо­ва­ли немед­лен­но­го до­пу­ще­ния их в Цер­ковь и этим сму­ща­ли всю об­щи­ну. Свя­ти­тель Ки­при­ан пи­сал епи­ско­пам дру­гих епар­хий, спра­ши­вая их мне­ния, и от всех по­лу­чил пол­ное одоб­ре­ние сво­их рас­по­ря­же­ний.

Во вре­мя сво­е­го от­сут­ствия свя­ти­тель упол­но­мо­чил че­ты­рех кли­ри­ков про­ве­рить жизнь лю­дей, ко­то­рые го­то­ви­лись к ру­ко­по­ло­же­нию во пре­сви­те­ра и диа­ко­на. Это встре­ти­ло со­про­тив­ле­ние ми­ря­ни­на Фе­ли­кис­си­ма и пре­сви­те­ра Но­ва­та, под­няв­ших воз­му­ще­ние про­тив сво­е­го епи­ско­па. Свя­ти­тель Ки­при­ан от­лу­чил Фе­ли­кис­си­ма и ше­сте­рых его сто­рон­ни­ков. В сво­ем пись­ме к пастве свя­ти­тель тро­га­тель­но уве­ще­вал всех не от­де­лять­ся от един­ства Церк­ви, под­чи­нить­ся за­кон­ным рас­по­ря­же­ни­ям епи­ско­па и ждать его воз­вра­ще­ния. Это пись­мо удер­жа­ло боль­шин­ство кар­фа­ген­ских хри­сти­ан в вер­но­сти Церк­ви.

В ско­ром вре­ме­ни свя­ти­тель Ки­при­ан вер­нул­ся к пастве. Воз­му­ще­нию Фе­ли­кис­си­ма был по­ло­жен ко­нец на По­мест­ном Со­бо­ре 251 го­да. Этот же Со­бор вы­нес суж­де­ние о воз­мож­но­сти при­ня­тия в Цер­ковь пад­ших по­сле при­не­се­ния ими цер­ков­но­го по­ка­я­ния и под­твер­дил от­лу­че­ние Фе­ли­кис­си­ма.

В то вре­мя на­зре­вал но­вый рас­кол, под­ня­тый рим­ским пре­сви­те­ром Но­ва­ци­а­ном, к ко­то­ро­му при­со­еди­нил­ся кар­фа­ген­ский пре­сви­тер Но­ват, быв­ший сто­рон­ник Фе­ли­кис­си­ма. Но­ва­ци­ан утвер­ждал, что от­пад­ших во вре­мя го­не­ния нель­зя при­ни­мать об­рат­но, да­же ес­ли они ка­ют­ся в сво­ем гре­хе. Кро­ме то­го, Но­ва­ци­ан при по­мо­щи Но­ва­та убе­дил трех ита­лий­ских епи­ско­пов при жиз­ни за­кон­но­го Рим­ско­го епи­ско­па Це­ле­ри­на по­ста­вить на Рим­скую ка­фед­ру дру­го­го епи­ско­па. Про­тив та­ко­го без­за­ко­ния свя­ти­тель Ки­при­ан на­пи­сал ряд окруж­ных по­сла­ний к аф­ри­кан­ским епи­ско­пам, а за­тем це­лую кни­гу «О един­стве Церк­ви».



Ко­гда в Кар­фа­ген­ской Церк­ви ста­ли ути­хать раз­до­ры, на­ча­лось но­вое бед­ствие – вспых­ну­ла мо­ро­вая яз­ва. Сот­ни лю­дей бе­жа­ли из го­ро­да, остав­ляя боль­ных без по­мо­щи, а мерт­вых – без по­гре­бе­ния. Свя­ти­тель Ки­при­ан, по­ка­зы­вая при­мер стой­ко­сти и му­же­ства, сам уха­жи­вал за боль­ны­ми и хо­ро­нил мерт­вых, при­чем не толь­ко хри­сти­ан, но и языч­ни­ков. Мо­ро­вая яз­ва со­про­вож­да­лась за­су­хой и го­ло­дом. Ор­ды вар­ва­ров-ну­ми­дий­цев, поль­зу­ясь бед­стви­ем, на­па­да­ли на жи­те­лей и уво­ди­ли их в плен. Свя­ти­тель Ки­при­ан по­бу­дил мно­гих бо­га­тых кар­фа­ген­цев по­жерт­во­вать свои сред­ства на пи­та­ние го­ло­да­ю­щих и вы­куп плен­ных.

Ко­гда на­ча­лось но­вое го­не­ние на хри­сти­ан со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра Ва­ле­ри­а­на (253–259), кар­фа­ген­ский про­кон­сул Па­терн ве­лел свя­ти­те­лю при­не­сти жерт­ву идо­лам. Он твер­до от­ка­зал­ся вы­пол­нить это, а так­же на­звать име­на и ме­сто­пре­бы­ва­ние пре­сви­те­ров Кар­фа­ген­ской Церк­ви. Свя­ти­те­ля со­сла­ли в мест­ность Ку­ру­бис. Диа­кон Пон­тий по­сле­до­вал в ссыл­ку за сво­им епи­ско­пом доб­ро­воль­но. В тот день, ко­гда свя­ти­тель при­был на ме­сто ссыл­ки, он уви­дел сон, пред­воз­ве­щав­ший ему ско­рую му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. На­хо­дясь в из­гна­нии, свя­ти­тель Ки­при­ан на­пи­сал мно­го пи­сем и книг. Же­лая по­стра­дать в Кар­фа­гене, он сам вер­нул­ся ту­да. При­ве­ден­ный на суд, он был остав­лен на сво­бо­де до сле­ду­ю­ще­го го­да. По­чти все кар­фа­ген­ские хри­сти­ане при­шли про­стить­ся со сво­им епи­ско­пом и по­лу­чить от него бла­го­сло­ве­ние. На су­де свя­ти­тель Ки­при­ан спо­кой­но и твер­до от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам и был при­го­во­рен к усе­че­нию ме­чом. Услы­шав при­го­вор, свя­ти­тель Ки­при­ан ска­зал: «Бла­го­да­ре­ние Бо­гу!», и весь на­род в один го­лос вос­клик­нул: «И мы хо­тим уме­реть с ним!» При­дя на ме­сто каз­ни, свя­ти­тель сно­ва пре­по­дал всем бла­го­сло­ве­ние и рас­по­ря­дил­ся дать от него 25 злат­ниц па­ла­чу. По­том он сам за­вя­зал се­бе гла­за, а ру­ки дал свя­зать сто­яв­шим око­ло него пре­сви­те­ру с ипо­ди­а­ко­ном и пре­кло­нил го­ло­ву. Хри­сти­ане с пла­чем по­сти­ла­ли пред ним плат­ки и убру­сы, чтобы со­брать свя­щен­ную кровь. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на по­сле­до­ва­ла в 258 го­ду. Те­ло свя­ти­те­ля но­чью бы­ло взя­то и по­гре­бе­но на част­ном клад­би­ще про­ку­ра­то­ра Мак­ро­вия Кан­ди­ди­а­на.

Впо­след­ствии, при ко­ро­ле Кар­ле Ве­ли­ком (771–814), его свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во Фран­цию.

12 поговорок и примет на тринадцатое сентября

  1. Одуванчик цветет в это время – к теплой и долгой осени.
  2. Если лягушки начинают глубоко прятаться в воду, то скоро будет холодно.
  3. Если в этот день выпал снег, то он долго не продержится.
  4. Большие муравейники – к суровой зиме.
  5. На горизонте над багрово–красной зарей возникают клочья легких облаков, которые затем утолщаются и очерчиваются все резче и резче, – к сильному ветру.
  6. Высокое атмосферное давление медленно падает, а ветер меняет направление с юго–западного на северо–западное – дождь будет через 24–36 часов.
  7. Если журавли в этот день летят низко – зима ожидается теплая, если высоко – холодная.
  8. Журавли громко курлычут – к дождю.
  9. Домашняя птица нахохлилась – к непогоде.
  10. Стаи лебедей над головой летят – к снегопаду.
  11. Растущая Луна – к хорошему урожаю клюквы.
  12. Символ дня – пролетающий в небе клин журавлей.

Какой ещё православный церковный праздник 13 сентября

 Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы (395–408).

Сщмч. Киприана, епископа Карфагенского (258); свт. Геннадия, патриарха Цареградского (471); Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).

Сщмчч. Александра Любимова, пресвитера, и Владимира Двинского, диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика, пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова, пресвитера (1938).

Пригодится в сентябре 2024 - статьи по сезону

Восемь самых необходимых календарей на сентябрь

  1. Календарь природы - сентябрь, изменения в природе в сентябре
  2. Народный календарь на сентябрь
  3. Лунный посевной календарь на сентябрь 2024
  4. Лунный календарь клёва рыбы - календарь рыбака на сентябрь 2024
  5. Календарь животновода - сентябрь, сезонные сентябрьские хлопоты на хоздворе в начале осени
  6. Календарь охотника  - сентябрь
  7. Календарь грибника - какие грибы можно найти в сентябре?
  8. Фазы Луны в сентябре - полнолуние, новолуние, дни растущей и убывающей Луны

Еще по теме сентябрьских забот и хлопот

Какой праздник - календарь на каждый день месяца

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Источники:

🏠 Журнал "Свой домик в деревне"

Ежемесячный бесплатный журнал о приусадебном хозяйстве

 

Друзья! Если вам понравилась статья на сайте "Свой домик в деревне"- поделитесь в социальных сетях, (кнопочки - под статьей)!