29 июня — какой сегодня день по народному календарю? Тихонов день (Тихон Тихий), праздник связан с именами сразу нескольких святых с этим именем: Тихона Амафунтского (425), Тихона Медынского, Калужского (1492) и Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503).

Тихонов день (Тихон Тихий) 29 июня - история праздника, 22 народных приметы, другие праздники дня

Тихонов день (Тихон Тихий) 29 июня

Святитель Тихон, епископ Амафунтский —  житие, икона

Святитель Ти́хон, епископ Амафунтский

Свя­ти­тель Ти­хон, епи­скоп Ама­фунт­ский, ро­дил­ся в го­ро­де Ама­фун­те на ост­ро­ве Кипр. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, обу­чи­ли чте­нию свя­щен­ных книг. Со­хра­ни­лись из­ве­стия, что дар чу­до­тво­ре­ния про­явил­ся у свя­то­го Ти­хо­на еще в юно­ше­ском воз­расте. Его отец был вла­дель­цем хле­бо­пе­кар­ни и по­сы­лал сы­на про­да­вать хле­бы. Свя­той от­рок бед­ня­кам раз­да­вал хле­бы да­ром. Узнав об этом, отец раз­гне­вал­ся, но сын от­ве­тил, что чи­тал в свя­тых кни­гах, что «да­ю­щий Бо­гу сто­ри­цею при­и­мет». «Я же, – го­во­рил юно­ша, – даю Бо­гу хле­бы взай­мы» и пред­ло­жил от­цу пой­ти ту­да, где хра­ни­лись за­па­сы зер­на. Отец с изум­ле­ни­ем уви­дел, что хра­ни­ли­ще, быв­шее пу­стым, пе­ре­пол­не­но пше­ни­цей. С тех пор отец не пре­пят­ство­вал от­ро­ку раз­да­вать ни­щим хлеб.

Один са­дов­ник вы­бро­сил из ви­но­град­ни­ка об­ре­зан­ные су­хие вет­ви. Свя­той Ти­хон со­брал их, по­са­дил в сво­ем са­ду и по­про­сил Гос­по­да, чтобы эти вет­ви при­ня­лись и да­ли це­леб­ные для здо­ро­вья лю­дей пло­ды. Гос­подь со­тво­рил по ве­ре свя­то­го юно­ши. Вет­ви при­ня­лись, пло­ды их име­ли осо­бый, очень при­ят­ный вкус и упо­треб­ля­лись при жиз­ни свя­то­го и по­сле его кон­чи­ны на ви­но для со­вер­ше­ния Та­ин­ства Свя­той Ев­ха­ри­стии.

Бла­го­че­сти­во­го юно­шу при­ня­ли в цер­ков­ный клир, по­ста­ви­ли чте­цом, а за­тем епи­скоп Ама­фунт­ский Мем­нон по­свя­тил его в сан диа­ко­на. По­сле смер­ти епи­ско­па Мем­но­на свя­той Ти­хон по об­ще­му же­ла­нию был из­бран во епи­ско­па Ама­фунт­ско­го. Хи­ро­то­нию воз­гла­вил свя­ти­тель Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский († 403; па­мять 12 мая).

Свя­ти­тель Ти­хон усерд­но тру­дил­ся над ис­ко­ре­не­ни­ем остат­ков язы­че­ства на Ки­п­ре, уни­что­жал идоль­ские ка­пи­ща и на­саж­дал хри­сти­ан­скую ве­ру. Свя­ти­тель был ми­ло­стив, две­ри его до­ма бы­ли от­кры­ты для всех, он с лю­бо­вью вы­слу­ши­вал и ис­пол­нял прось­бы каж­до­го, кто при­хо­дил к нему. Не бо­ясь угроз и му­че­ний, он твер­до и бес­страш­но ис­по­ве­до­вал свою ве­ру пе­ред языч­ни­ка­ми.

В служ­бе свя­ти­те­лю Ти­хо­ну ука­зы­ва­ет­ся, что он пред­ви­дел вре­мя сво­ей кон­чи­ны, ко­то­рая по­сле­до­ва­ла в 425 го­ду.

Имя свя­то­го Ти­хо­на Ама­фунт­ско­го поль­зо­ва­лось глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем в Рос­сии. В честь свя­ти­те­ля стро­и­лись хра­мы в Москве, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ка­за­ни и дру­гих го­ро­дах. Но осо­бен­но по­чи­тал­ся свя­ти­тель в Во­ро­неж­ской епар­хии, где пре­ем­ствен­но бы­ло три ар­хи­пас­ты­ря, те­зо­име­ни­тых свя­ти­те­лю Ама­фунт­ско­му: свя­ти­тель Ти­хон I (Со­ко­лов) († 1783, па­мять 13 ав­гу­ста), Ти­хон II (Яку­бов­ский; до 1785 го­да) и Ти­хон III (Ма­ли­нин, до 1788 го­да).

Преподобный Тихон Медынский, Калужский

Преподобный Ти́хон Медынский, Калужский

Пре­по­доб­ный Ти­хон Медын­ский, Ка­луж­ский чу­до­тво­рец, жил в XV ве­ке. Пред­по­ла­га­ют, что он был ро­дом из «ма­те­ри го­ро­дов рус­ских» – Ки­е­ва.

В юно­сти он при­шел в Моск­ву и при­нял ино­че­ский по­стриг, по пре­да­нию, в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Через неко­то­рое вре­мя, по люб­ви к уеди­не­нию, он уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто в 17 вер­стах от го­ро­да Ка­лу­ги и в 15 вер­стах от го­ро­да Меды­ни, на­зва­ния ко­то­рых позд­нее ста­ли ча­стью его име­ни. Ме­сто, вы­бран­ное свя­тым, на­хо­ди­лось на пра­вом бе­ре­гу неболь­шой реч­ки Веп­рейки, ко­то­рая пя­тью вер­ста­ми юж­нее впа­да­ет в р. Уг­ру.

В по­след­ние го­ды жиз­ни пре­по­доб­но­го непо­да­ле­ку от ме­ста его по­дви­гов про­изо­шло зна­ме­ни­тое «сто­я­ние на Уг­ре» (1480 г.), по­ло­жив­шее ко­нец та­тар­ско­му игу на Ру­си.

По­движ­ник по­се­лил­ся в дре­му­чем ле­су, в дуп­ле ис­по­лин­ско­го ду­ба, про­сто­яв­ше­го по­сле кон­чи­ны свя­то­го еще по­чти че­ты­ре ве­ка. В на­ча­ле 1830-х го­дов дуб был слом­лен гро­зой, а в 1838 го­ду игу­мен ос­но­ван­ной пре­по­доб­ным оби­те­ли Ге­рон­тий устро­ил над со­хра­нившим­ся мо­гу­чим осто­вом ча­сов­ню.

Пи­щей пре­по­доб­но­му слу­жи­ли «бы­лии са­мо­рос­лен­ныя» (ди­ко­рас­ту­щие), а пи­ти­ем – во­да из це­леб­но­го ко­лод­ца, ис­ко­пан­но­го им са­мим при ис­то­ке Веп­рейки и до сих пор име­ну­е­мо­го «кла­де­зем пре­по­доб­но­го Ти­хо­на». Из­ве­стие о свя­той жиз­ни по­движ­ни­ка при­влек­ло к нему уче­ни­ков. Во­круг него по­сте­пен­но ста­ли со­би­рать­ся бра­тия. Вла­де­лец тех мест князь Ва­си­лий Яро­сла­вич (внук Вла­ди­ми­ра Храб­ро­го) во вре­мя охо­ты об­на­ру­жил жи­ли­ще свя­то­го. Он при­ка­зал пре­по­доб­но­му немед­лен­но уда­лить­ся из его вот­чин. Оскор­бив от­шель­ни­ка, князь за­мах­нул­ся на него пле­тью. Под­ня­тая на свя­то­го ру­ка тот­час оне­ме­ла и оста­лась непо­движ­ной. Вра­зум­лен­ный на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им, князь рас­ка­ял­ся и про­сил у ино­ка про­ще­ния. По­лу­чив по мо­лит­ве свя­то­го ис­це­ле­ние, он стал умо­лять пу­стын­но­жи­те­ля на­все­гда остать­ся в его зем­ле и устро­ить здесь оби­тель для сво­их уче­ни­ков, обе­щая неоскуд­но снаб­де­вать ее всем необ­хо­ди­мым.

Пре­по­доб­ный Ти­хон ос­но­вал пу­стынь, по­ста­вив в ней пер­вый де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Он стал пер­вым игу­ме­ном мо­на­сты­ря и управ­лял бра­ти­ей со сми­рен­но­муд­ри­ем, кро­то­стью и незло­би­ем. Свя­той игу­мен пи­тал ал­чу­щих, на­по­ял жаж­ду­щих, при­ни­мал стран­ных, за­сту­пал­ся за оби­ди­мых. Пре­по­доб­ный Ти­хон имел дар слез и от­ли­чал­ся мол­ча­ли­во­стью.

По древ­не­му мо­на­стыр­ско­му пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ти­хон скон­чал­ся в 1492 го­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти, при­няв неза­дол­го до кон­чи­ны ве­ли­кую схи­му. Год успе­ния свя­то­го был от­ме­чен в си­но­ди­ке Лав­рен­ти­е­ва мо­на­сты­ря, со­став­лен­ном при ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че.

В цар­ство­ва­ние Иоан­на Гроз­но­го в Ти­хо­но­ву пу­стынь был вне­сен пер­вый цар­ский вклад, в за­пи­си о ко­то­ром ос­но­ва­тель оби­те­ли на­зван «пре­по­доб­ным»: «Да­но в сей мо­на­стырь, в до­ме Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы чест­на­го и слав­ня­го Ея Успе­ния и пре­по­доб­на­го от­ца игу­ме­на Ти­хо­на… Еван­ге­лие пре­столь­но пись­мен­ное…» Все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ти­хо­на уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1584 го­да.



До Смут­но­го вре­ме­ни мо­щи пре­по­доб­но­го Ти­хо­на, по пре­да­нию, по­чи­ва­ли «на вскры­тии» в Успен­ском де­ре­вян­ном хра­ме, по­сле со­жже­ния ко­то­ро­го они бы­ли пе­ре­не­се­ны в един­ствен­ный уцелев­ший храм во имя Трех свя­ти­те­лей. Ра­зо­рен­ная поль­ско-ли­тов­ским на­ше­стви­ем Ти­хо­но­ва пу­стынь бы­ла вос­ста­нов­ле­на при ца­рях Ми­ха­и­ле Фе­о­до­ро­ви­че (1613–1645) и Алек­сии Ми­хай­ло­ви­че (1645–1676) усер­ди­ем игу­ме­нов Ге­ра­си­ма и Фе­о­до­сия. Бы­ли вновь по­стро­е­ны де­ре­вян­ный Успен­ский со­бор, а так­же теп­лая Ни­коль­ская цер­ковь с тра­пез­ной па­ла­той. В 1677 го­ду Трех­свя­ти­тель­ский храм был пе­ре­не­сен в под­мо­на­стыр­скую сло­бо­ду, а на его ме­сте со­ору­жен ка­мен­ный Пре­об­ра­жен­ский со­бор, в ко­то­ром за пра­вым кли­ро­сом бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ти­хо­на.

В 1799 го­ду мо­на­стырь ото­шел ко вновь ос­но­ван­ной Ка­луж­ской епар­хии. 15 июня 1805 го­да пер­вый ар­хи­епи­скоп но­во­ос­но­ван­ной епар­хии Фе­о­фи­лакт (Ру­са­нов) утвер­дил служ­бу пре­по­доб­но­му Ти­хо­ну, со­став­лен­ную на ос­но­ва­нии бо­лее древ­ней служ­бы бла­го­тво­ри­те­лем мо­на­сты­ря, ка­лу­жа­ни­ном Сер­ге­ем Ва­си­лье­ви­чем Ероп­ки­ным. Текст служ­бы был на­пе­ча­тан для все­рос­сий­ско­го упо­треб­ле­ния в Ми­нее До­пол­ни­тель­ной, из­дан­ной в Пе­тер­бур­ге в 1909 го­ду.

В 1887 го­ду был вы­стро­ен над ис­ко­пан­ным пре­по­доб­ным Ти­хо­ном ко­лод­цем де­ре­вян­ный храм в честь Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка.

В про­дол­же­ние XIX ве­ка в хра­ме ве­лась за­пись наи­бо­лее зна­чи­тель­ных ис­це­ле­ний, про­ис­шед­ших по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ти­хо­на. Боль­шин­ство ис­це­ле­ний по­лу­ча­ли боль­ные, одер­жи­мые ду­шев­ны­ми неду­га­ми, вы­здо­рав­ли­ва­ли так­же мно­гие, стра­дав­шие глаз­ны­ми и дет­ски­ми бо­лез­ня­ми.

На ико­нах пре­по­доб­ный Ти­хон Ка­луж­ский, чу­до­тво­рец, обыч­но изо­бра­жа­ет­ся в схим­ни­че­ском оде­я­нии мо­ля­щим­ся пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, укреп­лен­ны­ми в дуп­ле боль­шо­го ду­ба на фоне вы­стро­ен­ной тру­да­ми его уче­ни­ков ве­ли­че­ствен­ной оби­те­ли.

О внеш­но­сти пре­по­доб­но­го Ти­хо­на в Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке ска­за­но: «Пре­по­доб­ный отец наш Ти­хон, на­чаль­ник мо­на­сты­ря Бо­го­ро­ди­цы­на, иже на Ка­лу­ге, по­до­би­ем над­сед, бра­да аки Вла­си­е­ва, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ския и в схи­ме».

Па­мять пре­по­доб­но­го Ти­хо­на – 16 июня – бла­го­го­вей­но чтит­ся не толь­ко в Ка­луж­ской зем­ле, но и по всей Рос­сии.

Преподобный Тихон Луховской, Костромской

Преподобный Ти́хон Луховской, Костромской

Пре­по­доб­ный Ти­хон Лу­хов­ской, Ко­стром­ской (в ми­ру Ти­мо­фей) ро­дил­ся в пре­де­лах Ли­тов­ско­го кня­же­ства и был там на во­ен­ной служ­бе. В 1482 го­ду, не же­лая при­ни­мать уни­ат­ство, он ушел из Лит­вы в Рос­сию. Свя­той раз­дал все, что имел, при­нял по­стриг с име­нем Ти­хон и уда­лил­ся в Ко­стром­скую епар­хию, в Лу­хов­ские зем­ли. Го­род Лух был от­дан то­гда кня­зю Фе­о­до­ру Бель­ско­му, вме­сте с ко­то­рым пре­по­доб­ный Ти­хон при­шел из Лит­вы. На бе­ре­гу в уро­чи­ще Ко­пы­тов­ке пре­по­доб­ный Ти­хон по­ста­вил кел­лию. Ко­гда к нему в пу­сты­ню при­шли два ино­ка, Фо­тий и Ге­ра­сим, пре­по­доб­ный ра­ди них пе­ре­шел за три вер­сты от Ко­пы­тов­ки, на бо­лее удоб­ное ме­сто. По­движ­ни­ки до­бы­ва­ли про­пи­та­ние тру­да­ми рук сво­их. Пре­по­доб­ный Ти­хон ис­кус­но пе­ре­пи­сы­вал кни­ги, был хо­ро­шим то­ка­рем. По сми­ре­нию он так и не при­нял свя­щен­ства. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ти­хон 16 июня 1503 го­да, в та­кой бед­но­сти, что уче­ни­ки не зна­ли, в чем его по­греб­сти. Но к их уте­ше­нию Суз­даль­ский ар­хи­ерей при­слал по­движ­ни­ку свит­ку, в ко­то­рой его и пре­да­ли зем­ле. Вско­ре по­сле его смер­ти на ме­сте его по­дви­гов устро­и­лась оби­тель в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

В 1569 го­ду при гро­бе пре­по­доб­но­го Ти­хо­на на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных, и его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми (празд­но­ва­ние 26 июня). Но игу­мен Кон­стан­тин, ко­то­рый по­ста­вил их по­верх зем­ли, был по­ра­жен сле­по­той; по­лу­чив про­зре­ние, он со­крыл мо­щи пре­по­доб­но­го в зем­ле. С то­го вре­ме­ни на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Ти­хо­на. Жи­тие его с опи­са­ни­ем 70-ти по­смерт­ных чу­дес бы­ло со­став­ле­но в 1649 го­ду.

22 поговорки и приметы на 29 июня

  1. Скот мало пьет воды, а днем спит – к непогоде.
  2. Туман с вечера опускается вниз и ложится на землю – к улучшению погоды.
  3. Папоротник с утра листочки свернул – назавтра жди солнца и жары.
  4. Цветная радуга в белую перешла – ненастье прекратится.
  5. Если в засуху рыба перестает клевать, то дождь не заставит себя долго ждать.
  6. Рыбы сильно мечутся в воде – перед ливнем.
  7. Звон колокола раздается глухо – к вёдру.
  8. Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти.
  9. Ясный Млечный путь – к солнечной погоде.
  10. Окна «плачут» (на них оседает роса) – к дождю.
  11. Если вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.
  12. Гвоздика, полевой вьюнок и одуванчик цветы закрыли – быть дождю.
  13. Камыш, телорез и остролист как будто «заплакали» – к скорому ненастью.
  14. Пузыри на воде – ненастье затянется.
  15. Радуга уперлась в ручей – жди осадков.
  16. На лугу кузнечики умолкли – скоро закапает.
  17. Река убыла – к дождям, прибыла – к погожему дню.
  18. Воробышки веселятся и играют – погода будет хорошей.
  19. Быки принюхиваются – к дождю.
  20. Телята с задранными хвостиками бегают – ненастье будет.
  21. На востоке перистые облака появились – погода не испортится.
  22. Парит, парит – потом дождь ударит.

Какой ещё православный церковный праздник 29 июня

Свт. Тихона, епископа Амафунтского (425);  прп. Тихона Медынского, Калужского (1492); прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503); прп. Моисея Оптинского (1862);  Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Сщмч. Тигрия, пресвитера и мч. Евтропия, чтеца (ок. 404).

Сщмчч. Гермогена (Долганева), епископа Тобольского Ефрема Долганева, Михаила Макарова, Петра Корелина, пресвитеров и мч. Константина Минятова (1918).

Пригодится в июне 2024 - статьи по сезону

Восемь самых необходимых календарей на июнь

  1. Календарь природы - июнь, изменения в природе в июне
  2. Народный календарь на июнь
  3. Лунный посевной календарь на июнь 2024
  4. Лунный календарь клёва рыбы - июньский календарь рыбака 2024
  5. Календарь животновода - июнь, сезонные июньские хлопоты на хоздворе в начале лета
  6. Календарь охотника  - июнь
  7. Календарь грибника - какие грибы можно найти в июне?
  8. Фазы Луны в июне - полнолуние, новолуние, дни растущей и убывающей Луны

Еще по теме июньских забот и хлопот

Какой праздник - календарь на каждый день месяца

Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

 

Источники:

🏠 Журнал "Свой домик в деревне"

Ежемесячный бесплатный журнал о приусадебном хозяйстве

 

Друзья! Если вам понравилась статья на сайте "Свой домик в деревне"- поделитесь в социальных сетях, (кнопочки - под статьей)!